ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895 – 1963) – нем. композитор, дирижёр, альтист, муз. теоретик. С 1915 2-й скрипач квартета А. Ребнера, в 1922 – 29 альтист квартета Л. Амара – П. Хиндемита, в составе которых гастролировал во мн. странах (в СССР в 1927). Участник и один из организаторов фестивалей совр. кам. музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене (1921 – 29). С 1927 преподавал в Высш. муз. школе в Берлине (теория музыки, композиция). В 1938 из-за преследований фашистами выехал из Германии в Швейцарию. С 1940 жил в США, преподавал в Йельском университете (Нью-Хейвен), с 1953 – вновь в Швейцарии. С 1954 выступал как дирижёр в странах Европы, Лат. Америки, в США, Японии. Пр. им. И. С. Баха (1951, ФРГ), пр. им. Я. Сибелиуса (1955). Один из ведущих европ. композиторов 1-й пол. 20 в., предст. нем. неоклассицизма (в 20-х гг.). Соч. X. отличают равновесие, гармония, сдержанность чувств. В соч. кон. 20-х – нач. 30-х гг. формируется линеарно-полифонич. стиль (см. Линеарность, Линеаризм), используется расширенная хроматич. тональность. В эволюции стиля X. к большей простоте и ясности муз. языка значит. роль сыграло обращение к т. н. Gebrauchsmusik – бытовой любительской музыке. В ряде произв. отражены острые обществ. -политич. и философские проблемы современности (оперы “Новости дня”, “Художник Матис”, “Гармония мира” и др.). Автор неск. книг и уч. пособий по гармонии и теории музыки. В своём учении о композиции “Unterweisung im Tonsatz” (Bd 1 – 3, Mainz, 1937 – 70) X. выступил как приверженец тонального принципа в музыке; в ряде публицистич. высказываний выразил негативное отношение к додекафонии и послевоен. муз. авангардизму. В 1968 учреждён Фонд X. в Швейцарии – центр изучения его творчества. Оперы – Убийца, надежда женщин, Нуш-Нуши (обе – 1921, Штутгарт), Святая Сусанна (1922, Франкфурт-на-Майне), Кардильяк (1926, Дрезден; 2-я ред. 1952, Цюрих), Новости дня (1929, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), Художник Матис (1938, Цюрих), Гармония мира (1957, Мюнхен), Долгая рождественская трапеза (1961, Мангейм) и др.; балеты; оратория Бесконечное (1931); Реквием (на сл. У. Уитмена, 1946); кантаты – Настанет день (1947), Летите, быстрые ангелы (1955), Майнцское шествие (1962); для орк. – симфонии (Бостонская, 1930; Художник Матис, 1934; симфония in Es, 1940; Гармония мира, 1951; симфония in В, для дух. орк., 1951; Питтсбургская, 1958), симфониетта in Е (1950), Концерт (1925), Филармонич. концерт (вариации для орк., 1932), Сииф. метаморфозы на темы Вебера (1943), Серена (1946); для инстр. с орк. – концерты для фп. (1945), для скр. (1939), для альта (1935), для влч. (1940) и др., Кам. музыка №№ 1 – 7 (1922 – 27); кам. -инстр. ансамблисонаты с фп. для скр., альта, влч., фл., гоб., кл. и др., 2 струн, трио, 6 струн, квартетов (1919 – 45); для фп. – 3 сонаты (1936), цикл Ludus tonalis (1942); 12 мадригалов (1958), месса (1963) и др. произв. для хора a cappella; песни, вок. цикл Житие Марии (1923; 2-я ред. 1948) и др.; музыка для любительских хоров, оркестров и ансамблей и др. |