ХИНДЕМИТ


















ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895 – 1963) – нем. композитор, дирижёр, альтист, муз. теоретик. С 1915 2-й скрипач квартета А. Ребнера, в 1922 – 29 альтист квартета Л. Амара – П. Хиндемита, в составе которых гастролировал во мн. странах (в СССР в 1927). Участник и один из организаторов фестивалей совр. кам. музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене (1921 – 29). С 1927 преподавал в Высш. муз. школе в Берлине (теория музыки, композиция). В 1938 из-за преследований фашистами выехал из Германии в Швейцарию. С 1940 жил в США, преподавал в Йельском университете (Нью-Хейвен), с 1953 – вновь в Швейцарии. С 1954 выступал как дирижёр в странах Европы, Лат. Америки, в США, Японии. Пр. им. И. С. Баха (1951, ФРГ), пр. им. Я. Сибелиуса (1955). Один из ведущих европ. композиторов 1-й пол. 20 в., предст. нем. неоклассицизма (в 20-х гг.). Соч. X. отличают равновесие, гармония, сдержанность чувств. В соч. кон. 20-х – нач. 30-х гг. формируется линеарно-полифонич. стиль (см. Линеарность, Линеаризм), используется расширенная хроматич. тональность. В эволюции стиля X. к большей простоте и ясности муз. языка значит. роль сыграло обращение к т. н. Gebrauchsmusik – бытовой любительской музыке. В ряде произв. отражены острые обществ. -политич. и философские проблемы современности (оперы “Новости дня”, “Художник Матис”, “Гармония мира” и др.). Автор неск. книг и уч. пособий по гармонии и теории музыки. В своём учении о композиции “Unterweisung im Tonsatz” (Bd 1 – 3, Mainz, 1937 – 70) X. выступил как приверженец тонального принципа в музыке; в ряде публицистич. высказываний выразил негативное отношение к додекафонии и послевоен. муз. авангардизму. В 1968 учреждён Фонд X. в Швейцарии – центр изучения его творчества. Оперы – Убийца, надежда женщин, Нуш-Нуши (обе – 1921, Штутгарт), Святая Сусанна (1922, Франкфурт-на-Майне), Кардильяк (1926, Дрезден; 2-я ред. 1952, Цюрих), Новости дня (1929, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), Художник Матис (1938, Цюрих), Гармония мира (1957, Мюнхен), Долгая рождественская трапеза (1961, Мангейм) и др.; балеты; оратория Бесконечное (1931); Реквием (на сл. У. Уитмена, 1946); кантаты – Настанет день (1947), Летите, быстрые ангелы (1955), Майнцское шествие (1962); для орк. – симфонии (Бостонская, 1930; Художник Матис, 1934; симфония in Es, 1940; Гармония мира, 1951; симфония in В, для дух. орк., 1951; Питтсбургская, 1958), симфониетта in Е (1950), Концерт (1925), Филармонич. концерт (вариации для орк., 1932), Сииф. метаморфозы на темы Вебера (1943), Серена (1946); для инстр. с орк. – концерты для фп. (1945), для скр. (1939), для альта (1935), для влч. (1940) и др., Кам. музыка №№ 1 – 7 (1922 – 27); кам. -инстр. ансамблисонаты с фп. для скр., альта, влч., фл., гоб., кл. и др., 2 струн, трио, 6 струн, квартетов (1919 – 45); для фп. – 3 сонаты (1936), цикл Ludus tonalis (1942); 12 мадригалов (1958), месса (1963) и др. произв. для хора a cappella; песни, вок. цикл Житие Марии (1923; 2-я ред. 1948) и др.; музыка для любительских хоров, оркестров и ансамблей и др.

Х..

ФЛАМЕНКО

ФЛОРЕСКУ

ФЛОТХЁЙС

ФОБУРДОН

ФОКСТРОТ

ФОНОГРАФ

ФОРМАНТА

ФОРМИНГА

ФОРСЕЛЛЬ

ФРАНКОММ

ФРЕНКЕЛЬ

ФРОТТОЛА

ХАБАНЕРА

ХАВПАЧЕВ

ХАЛАБАЛА

ХАМДАМОВ

ХАРРИСОН

ХАУПТМАН

ХЕЛАСВУО

ХОВАНЕСС

ХОЛЛИГЕР

ХОЛМИНОВ

ХОЛОПОВА

ХОРНЕМАН

ХОРНПАЙП

ХОТКЕВИЧ

ХРОМУШИН

ХУКБАЛЬД

ХЬЕРУЛЬФ

ХЭ ЛУТИН

ЦЁБРИКОВ

ЦВЕТКОВА

ЦЕРЕТЕЛИ

ЦИЛЕНШЕК

ЦИНЦАДЗЕ

ЦУРМЮЛЕН

ЧАПЛЫГИН

ЧАРЛСТОН

ЧАСТУШКА