ГОЛОС


















ГОЛОС (лат. vox; англ. voice; итал. voce; нем. Stimme; франц. voix) – 1) способность человека производить муз. звуки, петь с помощью физиологич. органа речи (голосового аппарата), а также сами эти звуки. Пользоваться певч. Г. человек начинает с детства по мере развития муз. слуха. Детский Г. отличается светлым, серебристым тембром и достигает полного объёма (полторы октавы) обычно к 13-летнему возрасту. В период мутации Г. мальчика понижается на октаву и приобретает муж. окраску, при этом нередко пропадают его лучшие певч. свойства. В Италии в 17-18 вв. для сохранения выдающихся певч. Г. у мальчиков-певцов прибегали к их кастрации (см. Кастраты-певцы). Различают певч. Г. бытовой (“непоставленный”) и проф. (“поставленный”, см. Постановка голоса). Г. может быть поставлен для оперно-конц. пения, исполнения нар. песен, эстр. пения и т. д. Определяющие качества певч. Г.- красота тембра, сила и способность долго выдерживать звуки. Оперно-конц. Г. должен быть хорошо слышимым в больших залах, т. е. обладать т. н. полётностью. Это качество определяется наличием в спектре Г. группы высоких обертонов (высокой певч. форманты). Округлость и мягкость звучания Г. зависят от обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певч. форманты, а также вибрато обеспечивают красоту Г. Сила певч. Г.- особенно важное качество в оперном пении, т. к. должно обеспечивать слышимость на фоне орк. сопровождения. Г. взрослого певца от природы имеет несколько регистров (3). В муж. Г. выделяют грудной регистр в ниж. части диапазона (отличается силой н насыщенностью звучания) и фальцетный в верхней (менее ярок по тембру). В жен. Г. различают грудной регистр, головной в верх. части диапазона (звучащий светло, открыто) и центральный (головное и грудное звучание). Проф. певч. Г. должен иметь диапазон не менее 2 октав и звучать относительно ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смеш. звучания (микста). классифицируются по тембру и высоте. Высокий жен. Г.- сопрано (самая высокая разновидность- колоратурное сопрано), средний – меццо-сопрано, низкий – контральто. Высокий муж. Г.- тенор, средний- баритон, низкий – бас (см. также Контратенор). В каждом типе более высокие и светлые по звучанию Г. носят назв. лирических, а более низкие, густые и тёмные – драматических. В большинстве случаев использование певч. Г. связано со словом. Выразительное донесение поэтич. текста в нении определяется чёткостью произношения согласных и умением передавать средствами певч. Г. речевые интонации. Осн. формой звуковедёния певч. Г. является связное пение, лежащее в основе кантилены. Беглость Г.-умение петь в быстром движения. 2) Составной элемент фактуры. В зависимости от числа одно-врем. производимых муз. звуков различают одноголосие и многоголосие. Функции голосов и их взаимоотношения различны в полифонич. (см. Полифония) и гомофонно-гармонич. (см. Гомофония) складе музыкальном. В 4-гол. изложении выделяют крайние (верхний и нижний, сопрано и бас) и средние (альт и тенор) Г. (по аналогии с певч. Г.). Характер движения голосов определяет тот или иной тип голосоведения. 3) Партия отд. орк. инструмента или хор. группы, выписанная: из партитуры произв. для его разучивания и исполнения. 4) Напев, мелодия песни (отсюда выражение “петь” или “наводить на Г.” к.-л. известной песни).
Багадуров В. А., Очерки по истории вок. методология, ч. I-3, М, 1929-37; его же, Очерки по истории вок. педагогики, 2М., 1956; Развитие детского голоса, М., 1963; Морозов В., Тайны вок. речи. Л., 1967; Назаренко И. К., Иск-во пения, М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вок. методики, М., 1968; Юссон Р., Певч. голос, [пер. с франц.], М., 1974; Seeman M., La voix et la parole. P., 1950; Luc hsi nge r R., Arnold О. Е. Lehrbuch der Stimra-und Sprachheilkunde, ‘W., 1959.

Г..

ГАНОН

ГАТРИ

ГАТТИ

ГАЧЕВ

ГБЕХО

ГВИДО

ГЕДДА

ГЕРКЕ

ГЕРЛЬ

ГИЛЕВ

ГЛАСС

ГЛИЭР

ГЛОСЫ

ГМЫРЯ

ГОББИ

ГОБОЙ

ГОДАР

ГОКЕТ

ГОЛЕА

ГОЛЬЦ

ГОМИС

ГОПАК

ГОТЬЕ

ГРАУН

ГРИЗИ

ГРИММ

ГРИЦА

ГУАНЬ

ГУДОК

ГУИРО

ГУНКЕ

ГУНСТ

ГУРОВ

ГУСАН

ГУСЕВ

ГУСЛЕ

ГУСЛИ

ГУТОР

ГУТРИ