ГЛЮК


















ГЛЮК (Cluck) Кристоф Виллибальд (1714-87) – немецкий композитор. Один из виднейших предст. муз. классицизма. В 1731-34 учился в Пражском ун-те, предположительно одноврем. занимался композицией у Б. М. Черногорского. В 1736 уехал в Милан, где 4 года учился у Дж. Б. Саммартини. Большинство опер этого периода, в т. ч. “Артаксеркс” (1741), написано на тексты П. Метастазио. В 1746 в Лондоне Г. поставил 2 пастиччо, участвовал в концерте совм. с Г. Ф. Генделем. В 1746-47 Г. присоединился к странствующей оперной труппе бр. Минготти, в работе с которой совершенствовался в виртуозном вок. письме, ставил свои оперы; посетил Дрезден, Копенгаген, Гамбург, Прагу, где стал капельмейстером труппы Локателли. Кульминация этого периода – пост. оперы “Милосердие Тита” (1752, Неаполь). С 1752 жил в Вене, в 1754 стал дирижёром и композитором придв. оперы. В лице интенданта придв. оперы графа Дж. Дураццо Г. нашёл влиятельного мецената и либреттиста-единомышленника в сфере муз. драматургии на пути к реформе оперы-сериа. Важный шаг в этом направлении – сотрудничество Г. с франц. поэтом Ш. С. Фаваром и создание 7 муз. комедий, ориентирующихся на франц. водевиль и комич. оперу (“Непредвиденная встреча”, 1764). Встреча в 1761 и последующая работа с итал. драматургом и поэтом Р. Кальцабиджи способствовали осуществлению оперной реформы. Её предтечей явились “танц. драмы”, созданные Г. в содружестве с Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини (в т. ч. балет “Дон Жуан”, 1761, Вена). Пост. “театр. действа” (azione teatrale) “Орфей и Эвридика” (1762, Вена) ознаменовала новый этап творчества Г. и открыла новую эпоху в европ. муз. театре. Однако, выполняя заказы двора, Г. писал и традиц. оперы-сериа (“Триумф Клелии”, 1763, Болонья; “Телемах”, 1765, Вена). После неудачной пост. оперы “Парис и Елена” в Вене (1770) Г. предпринял неск. поездок в Париж, где поставил ряд реформаторских опер – “Ифигения в Авлиде” (1774), “Армида” (1777), “Ифигения в Тавриде”, “Эхо и Нарцисс” (обе – 1779), а также заново отредактиров. оперы “Орфей и Эвридика” и “Альцеста”. Все пост., кроме последней оперы Г. “Эхо и Нарцисс”, имели большой успех. Деятельность Г. в Париже вызвала ожесточённую “войну глюкистов и пиччиннистов” (последние – приверженцы более традиционного итал. оперного стиля, представленного в творчестве Н. Пиччинни). С 1781 Г. практически прекратил творч. деятельность; исключение составили оды и песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др. Творчество Г. представляет пример целенаправленной реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор сформулировал в предисловии к партитуре “Альцесты”. Музыка, как считал Г., призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие действия осуществляется гл. обр. в речитативах-асcompagnato, вследствие упразднения традиц. речитатива-secco повышается роль оркестра, драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе античной драмы, увертюра становится прологом к действию. Объединяющей эти принципы идеей было стремление к “прекрасной простоте”, а в композиц. плане – к сквозному драматургия, развитию, преодолевающему номерную структуру оперного спектакля. Оперная реформа Г. базировалась на муз.-эстетич. принципах Просвещения. В ней отразились новые, классицистские тенденции в развитии муз. искусства. Идея Г. о подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие муз. театра 19-20 вв., в т. ч. на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини, Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского. Однако уже во времена Г. существовала убедительная антитеза подобному пониманию муз. драмы в операх В. А. Моцарта, который в своей концепции муз. театра исходил из приоритета музыки. Стилю Г. присущи простота, ясность, чистота мелодики и гармонии, опора на танц. ритмы и формы движения, скупое использование полифония, приёмов. Особую роль приобретает речитатив-accompagnato, мелодически рельефный, напряжённый, связанный с традициями франц. театр. декламации. У Г. встречаются моменты интонац. индивидуализации персонажа в речитативе (“Армида”), характерна опора на компактные вок. формы арий и ансамблей, также на сквозные по форме ариозо. Оперы (св. 40)- Орфей и Эвридика (1762, Вена; 2-я ред. 1774, Париж), Альцеста (1767, Вена; 2-я ред. 1774, Париж), Парис и Елена (1770, Вена), Ифиге-ния в Авлиде (1774), Армида (1777), Ифигения в Тавриде (1779), Эхо и Нарцисс (1779; все – Париж); оперы-сериа (св. 20), в т. ч. Артаксеркс (1741), Демофонт (1742, обе – Милан), Пор (1744, Турин), Аэций (1750, Прага), Милосердие Тита (1752, Неаполь), Антигона (1756, Рим), Король-пастух (1756, Вена), Триумф Клелии (1763, Болонья), Телемах (1765, Вена) идр.;комич. оперы Остров Мерлина (1758), Адский шум (Le diable a quatre, 1759), Осаждённая Цитера (1759), Волшебное дерево (1759), Исправившийся пьяница (1760), Обманутый кади (1761), Непредвиденная встреча (1764; все – Вена) и др.; пастиччо; балеты (5), вт. ч. Дон Жуан (1761), Александр (1764), Семирамида (1765, все – Вена); кам.-инстр. соч.; оды и песни на стихи Ф. Г. Клопштока (1786) и др. A Chr. W. Cluck. Samtliche Werke, hrsg. von R. Gerber, Abt. 1-4, Kas.-Basel, 1951-64. Wotquenne A., Catalogue thematique des oeuvres de Chr. W. von Cluck, Lpz., 1904, факс. переизд.- Hildesheim, 1967.
The collected correspondence and papers of Chr. W. Cluck, L., 1962.
Pыцapeв С., К. В. Глюк, М” 1987; Роллан Р., Глюк по поводу “Альцесты”, в его кн.: Муз.-историч. наследие, пер. с франц., в. 3, М., 1988; Marx А. В., Cluck und die Орег, В., 1863, факс. переизд.- Hildesheim, 1970; Newman Е., Cluck and the Opera, L., 1895; Tiersot 1., Cluck, P., 1910; Abert A. A., Chr. W. Cluck, Munch., 1959; Einstein A., Cluck, L., 1936, факс, переизд.-L.-N. Y., [1964]; Felix W, Chr. W. Cluck, Lpz., 1965; “Chigiana”, 1975, XXIX-XXX (вып. поев. Г.); Chr. W. von Cluck. Orfeo, [сб.], Camb., 1981; Querelle des Gluckistes et de Piccinnistes, Gen., 1984. В. П. Демидов.

Г..

БУЛЛ

ВЕГА

ВИДУ

ВИЗЕ

ВИНА

ВИТТ

ВЛАД

ВУРМ

ГАВО

ГАДЕ

ГАРА

ГАУК

ГЕРЦ

ГИЙЮ

ГИМН

ГИРО

ГЛАС

ГЛЕН

ГЛУХ

ГОНГ

ГОРН

ГОТТ

ГРАЧ

ГРИГ

ГРИФ

ГРОВ

ГРОТ

ГУЛД

ГУНО

ДЕЙК

ДЕКА

ДЕНТ

ДЖАЗ

ДЖИГ

ДИЕВ

ДИЕЗ

ДИЗИ

ДИМА

ДОГА