ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ (от франц. galant – учтивый, изысканный) – термин, принятый рядом учёных по отношению к предклассич. и раннеклассич. течениям в музыке 1-й пол. и сер. 18 в. (см. также Рококо). О муз. галантности писали мн. теоретики 18 в.- И. Вальтер, И. Матте-зон, И. И. Фукс и др. В музыке Дж. Б. Саммартини, Дж. Б. Перголези, Б. Галуппи, Д. Скарлатти, И. К. Баха и др. установился новый художеств. идеал ясности, простоты, изящества (влияние эстетики франц. просветителей). В отличие от “учёного” контрапункта барокко, музыка Г. с. рассчитана на любителя, ждущего от искусства наслаждении. Полифония уступила место гомофонии, ясно расчленённой мелодии, периодичности, начала обрисовываться сонатная форма. В этот период эпитет “галантный” встречается также в назв. опер-балетов (“Галантная Индия” Рамо), ансамблевых и сольных инстр. соч. (galanterie), часто появляется в танц. сюитах (“галантный” менуэт ~ олицетворение Г. с.). С сер. 18 в. Г. с. насыщается элементами экспрессивного “чувствительного” стиля (см. Сентиментализм) и подготавливает почву для формирования венской классической школы, |