ФОРТЕПЬЯНО





usic-dic.ru/index-music-keld/slovar-6.html”>Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














ФОРТЕПЬЯНО (нем. Hammerklavier, Klavier; франц. и англ. piano; итал. pianoforte) – собират. название клавишно-струнных молоточковых инструментов – роялей и пианино. В отличие от клавесина и клавикорда на Ф. возможен постепенный переход от piano к forte и от forte к piano (отсюда назв.); вместе с тем сравнительно с ними Ф. – более звучный инструмент. На Ф. при нажатии клавиши обитый фильцем (войлоком) молоточек ударяет по хору струн (в среднем и верхнем регистрах – по 3, в басовом – по 2 и 1), от которых отделяется демпфер. Передача энергии пальца молоточку осуществляется посредством механики фортепьянной. Механизм правой педали поднимает все демпферы, в результате чего становится возможным резонирование струн, и звучание обогащается; при нажатии левой педали рояля вся механика сдвигается, и число струн в хоре, по которым ударяют молоточки, уменьшается на единицу; звучание при этом становится мягче и глуше (у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам). Все струны стальные (басовые обвиты медной проволокой), натянуты над резонансной декой; суммарная сила этого натяжения до 20 тонн. Диапазон совр. Ф., имеющих чугунную раму и перекрёстное расположение струн, – св. 7 октав, иногда – 8. Ф. изобретено в нач. 18 в. почти одноврем. мастерами Б. Кристофори (Италия), Ж. Мариусом (Франция) и К. Г. Шрётером (Германия). В сер. 18 в. усовершенствовано И. А. Штейном из Аугсбурга и И. А. Штрейхером. Эти инструменты получили назв. “Ф.” с т. н. нем. или венской механикой (непосредственно соединена с клавишей). В 1770 нидерл. мастер А. Бекерс создал в Лондоне ф. с т. н. англ. механикой, которая не была соединена с клавишей; оно отличалось более мощным звучанием. Существ. улучшение в конструкцию Ф. внесено в 1820-х гг. С. Эраром, изготовлявшим в Париже рояли с т. н. двойной репетицией, что способствовало развитию виртуозной пианистич. техники. В России производство Ф. связано с деятельностью в 1818-20 мастеров И. А. Тишнера и К. Вирты. Первые произв. для Ф. принадлежат Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену и некоторым их современникам. Широкое распространение Ф. с его разнообразием выразит. возможностей стало в 19-20 вв. творч. стимулом для высокого развития пианизма; выдвинулись блестящие исполнители в разных странах и была создана огромная фп. лит-pa, в к-рую каждая нац. комп. школа внесла свой вклад.
Алексеев А., История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Бражников М., Фортепиано, М., 1967; Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Grоver D. S., The piano: its story from zither to grand, L., 1976; The lives of the piano, ed. by J.R.Gaines, N. Y.-[a. o.], 1983. Л.И. Ройзман.

Ф..

ТЕРМЕНВОКС

ТЕРЦДЕЦИМА

ТЕТРАЛОГИЯ

ТЕТРАЦЦИНИ

ТОМАНЕРХОР

ТРАМБИЦКИЙ

ТРИДЕКСНИС

ТРУТОВСКИЙ

ТУЛЕГЕНОВА

ТУРЧАНИНОВ

ТЬЯГАРАДЖА

УВЕЛИЧЕНИЕ

УМЕНЬШЕНИЕ

УПРАЖНЕНИЕ

ФАКТОРОВИЧ

ФИЛАРМОНИЯ

ФИЛИППЕНКО

ФИТЕЛЬБЕРГ

ФИЦДЖЕРАЛД

ФОРТУНАТОВ

ФРАЗИРОВКА

ФРЕЦЦОЛИНИ

ФРИДЛЕНДЕР

ХАБИБУЛЛИН

ХАГАГОРТЯН

ХАДЗИДАКИС

ХАКНАЗАРОВ

ХАЛМАМЕДОВ

ХАЛЬВОРСЕН

ХАНМАМЕДОВ

ХЕЙРОНОМИЯ

ХОЛЬЦБАУЭР

ХОМИНЬСКИЙ

ХОРМЕЙСТЕР

ХОФМАЙСТЕР

ХОХЛОВКИНА

ХРИСТИАНИН

ХУМПЕРДИНК

ХЫБИНЬСКИЙ



Музыкальный словарь ver16