ФОБУРДОН


















ФОБУРДОН (франц. faux-bourdon, букв. – фальшивый бас) – многозначный термин, распространённый в муз. теории и практике зап.-европ. средневековья, Возрождения и барокко. 1) Ниж. голос англ. органума. Согласно Псевдо-Чилстону (ок. 1450), в многогол. композициях йотировался лишь ср. голос (meane), излагающий хоральную мелодию; верхний (treble) и нижний (faburden) добавлялись в процессе исполнения. С сер. 16 в. faburden – обозначение ниж. голоса, противостоящего cantus firmus в орг. соч. англ. композиторов (Дж. Редфорд). 2) Англ. импровизируемая разновидность дисканта (обозначалась faburdon, faburdoun). От нотированного тенора (григорианский хорал) мысленно откладывалась терция вниз (за исключением 1-го и последнего звуков, которые дублировались в унисон). Транспонируя полученные звуки на квинту и октаву вверх, получали дополнит. голоса (соответственно meane и treble); при этом возникало движение параллельными секстаккордами, а тенор (faburden) оказывался внизу. 3) Техника композиции на 3 голоса в континентальной Европе 15 в. (fauxbourdon). К двум нотированным голосам – верхнему (cantus firmus) и нижнему (тенору), образующим интервалы сексты и октавы, присоединялся средний, отстоящий от верхнего на кварту. Bo 2-й пол. 15 в. возникла тенденция к раскрепощению голосоведения, освобождению от параллелизма. Прибавился ниж. голос (contratenor bassus), выполняющий роль гармонич. основы. Техника Ф. нашла широкое применение в небольших литургич. композициях (гимн, псалм, интроит, антифон, секвенция, versus магнификата и месс), реже – в частях светских произв. (мотет). Среди авторов: Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги. 4) Техника композиции, основанная на ритмически равномерном аккордовом 4-гол. изложении декламационных церк. напевов (псалмов, кантиков, импропериев). Распространилась с кон. 15 в. в Италии (falsobordone, гл. обр. в папской капелле в Риме), Испании (fabordon) и Германии (в лютеранском богослужении). Кабесон. Фабордон. 5) Название орг. регистра в Германии 16 в. (faberthon). 6) В 17-18 вв. муз.-риторич. фигура (см. Риторика музыкальная) с характерным параллельным движением секстаккордов.
Евдокимова Ю., История полифонии, в. 2А, М., 1989; Besseler H., Bourdon and Fauxbourdon, Lpz., 1950, 21974; Trowell В., Faburden and fauxbourdon, “Musica discipline”, 1959, v. 13; Тrumble E., Fauxbourdon. An historical survey, N. Y., [1959]; Dahlhaus C., Miszellen zur Musiktheorie des 15. Jahrhundera, в кн.: Jahrbuch des Staatlichen Instituts fur Musikforschung Preussischer Kulturbesitz 1970; Apfel E., Aufsetze und Vortrage zur Musikgeschichte. und historischen Musiktheorie, Saarbrucken, 1977; Bradshaw M. C., The falsobordone. A study in Renaissance and Baroque music, Neuhausen, 1978.
В. А. Фролкин.

Ф..

ФАНДАНГО

ФАНТАЗИЯ

ФАРИНЬЯС

ФЕДОСЕЕВ

ФЕДОСОВА

ФЕЙЕРМАН

ФЕЙНБЕРГ

ФЕЛЛЕРЕР

ФЕЛЬЦМАН

ФЕРГЮСОН

ФЕРЕНЧИК

ФИЛАТОВА

ФИЛИППОВ

ФИРКУШНИ

ФЛАГСТАД

ФЛАЖОЛЕТ

ФЛАМЕНКО

ФЛОРЕСКУ

ФЛОТХЁЙС

ФОКСТРОТ

ФОНОГРАФ

ФОРМАНТА

ФОРМИНГА

ФОРСЕЛЛЬ

ФРАНКОММ

ФРЕНКЕЛЬ

ФРОТТОЛА

ХАБАНЕРА

ХАВПАЧЕВ

ХАЛАБАЛА

ХАМДАМОВ

ХАРРИСОН

ХАУПТМАН

ХЕЛАСВУО

ХИНДЕМИТ

ХОВАНЕСС

ХОЛЛИГЕР

ХОЛМИНОВ

ХОЛОПОВА