ФАКТУРА


















ФАКТУРА (лат. factura – изготовление, обработка, строение) – конкретное оформление муз. ткани. Конечное звено в цепи соподчинённых понятий: склад музыкальный (принцип изложения) – ткань музыкальная (первичное, иногда схематизиров. представление) – Ф. (конечный результат). Ф. является чувственно воспринимаемым, непосредственно слышимым звуковым слоем музыки. Звуковая материальность музыки отражается на распространённых условных характеристиках Ф. – с точки зрения объёма (“раскидистая” Ф.), веса (“массивная”), плотности (“прозрачная”) и др. Обязательные компоненты Ф. – тембр, регистровое положение, голосоведение. Особенно богата Ф. в музыке гомофонно-гармонич. склада (см. Гомофония), усложнённого использованием педали, дублирующих, контрапунктирующих голосов. Она реализуется в фактурном рисунке, включа- 1. И. С. Бах. Сюита № 1 для виолончели соло, прелюдия. Фигурационный фактурный рисунок. 2. Ф. Шопен. Экспромт для фортепьяно ор. 41 Ges-dur. Фигурационно-дублировочный фактурный рисунок. 3. Н. Л. Римский-Корсаков. “Снегурочка”. Пролог. ющем разл. виды фигурации и дублировки (в т. ч. смешанной, в разные интервалы и созвучия) и их комбинации (см. примеры). Каждое фактурное решение определяется муз.-эстетич. нормами эпохи, исполнит. составом, жанром, индивидуальным комп. стилем и замыслом данного соч. Общая тенденция в историч. эволюции Ф. – всё большая её индивидуализация, насыщение тематич. элементами вплоть до достижения автономной тематич. значимости (с соответственным увеличением роли Ф. в форме) в музыке 20 в. Цуккерман В., Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова, в его кн.: Муэ.-теоретич. очерки и этюды, в. 2, М., 1975; Тюлин Ю., Учение о муз. фактуре и мелодич. фигурации, кн. 1-2, М., 1976-77; Myтли А., Мелодич. функции голосов многогол. музыки, в сб.: Проблемы организации муз. произв., М., 1979; Холопов а В. Н., Фактура, М., 1979; Григорьев С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981; Франтова Т., О новых функциях полифонич. фактуры в сов. музыке 60-х гг., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 5, М., 1983; Скребкова-Филатова М. С., Фактура в музыке, М., 1985; Dеlоne R., Timbre and texture in twentieth-century music, в кн.: Aspects of twentieth-century music, Englewood Cliffs (N. J.), 1975; Berry W., Structural functions in music, Englewood Cliffs (N. J.), [1976]. Т.С. Кюрегян.

Ф..

ТОРЕЛЛИ

ТРАКТУС

ТРАЭТТА

ТРЕМОЛО

ТРЕТЬЯК

ТРИОДИН

ТРИХОРД

ТРОМБОН

ТРОПАРЬ

ТУБАФОН

ТУЛИКОВ

ТУМАНОВ

ТУПИЦЫН

ТУРСКИЙ

ТУФТИНА

УАНСТЕП

УРСУЛЯК

ФЁДОРОВ

ФЁРСТЕР

ФАЛЬЦЕТ

ФАН-АРК

ФАНДЕЕВ

ФАНФАРА

ФАРУЭЛЛ

ФЕДОТОВ

ФЕРМАТА

ФЕРРЕРО

ФЕРРИЕР

ФИЛИДОР

ФИЛОДЕМ

ФИЛОЛАЙ

ФИНАЛИС

ФИСТУЛА

ФЛЕЙШЕР

ФЛЮГЕЛЬ

ФОНСЕКА

ФОНТАНА

ФОРКЕЛЬ

ФОРЛАНА