ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ






Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ – модальная система античной Греция (см. Модальность). В основе звукорядов Д. л. лежали отношения консонансов – кварты, квинты и октавы (т. н. настройка “лиры Орфея” e’-h-a-е). В отличие от совр. понятия (октавного) лада, звукоряды в пределах каждого из этих интервалов считались самостоятельными. Осн. категорией лада был тетрахорд. Осн. модальные функция звуков греч. тетрахорда – гестоты (“неподвижные”, “опоры” – краевые тоны, не изменяющиеся во всех родах; своего рода “устои”) и кинумены (“подвижные”; перестраиваемые в разных родах; соответственно – “неустои”). Мелодич. движение было направлено от верхнего звука (в тетрахордах – гегемона) вниз. Мелодика могла включать интервалы не только одного из 3 родов – диатона, хромы. и энармонии (см. пример ниже), но также и их разновидностей (“хрои”), отличалась богатством экспрессии. Интервалы внутри тетрахорда могли располагаться разл. образом, напр. в диатонике возможны были 3 вида тетрахордов (см. пример на с. 183). Гармонии” (октавные лады) образовывались при сочленении тетрахордов- раздельном с целым тоном между смежными тонами (напр., e’-d’-c -h-a-g-f-e) и слитном: (см. Совершенная система). Аналогичным способом образовывались и лады прочих родов – хроматического (напр., e’-des’-c -h-a-ges-f-e), эяармонического (напр., e’-c’frc’-h-a-f-fif-e). Д. л. наделялись выразит. характером (этосом). “Дорийский лад отличается характером мужественным, величественным, не весёлым, не радостным, но мрачным и могучим, однообразным и однородным” (Гераклид Понтийский). Фригийскому ладу “свойствен оргиастнческий, страстный характер”, он “действует на нас возбуждающим образом” (Аристотель, “Политика”, VIII, 7, 5): Застольная Сейкила. Михсолидийский лад – “жалобный” (Платон, Государство, 398 d). В музыке классич. греч. трагедии допускался лишь диатон. Хрому Аноним Беллермана (26) назвал “сладчайшей и плачевнейшей”. л. имели также систему транспозиций, являвшихся перенесением совершенной системы на др. высоту, что вело к образованию разл. звукорядов.
Аноним, Введение в гармонику, “Филологии, обозрение”, 1894, т. 7, кн. 1 -2; Антич. муз. эстетика, вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 5], М., 1979; Герцман В., Антич. муз. мышление, Л., 1986. Ю. Н. Холопов,

Д..

РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ



Музыкальный словарь ver16