DIЕS IRAE

 

 





 


DIЕS IRAE (диес ире, лат. – день гнева) – ср.-век. секвенция. Авторство текста приписывается Томмазо да Челано (ум. 1256). i. входит в реквием в Италия с 14 в., во Франции с кон. 15 в.; полифонич. обработки григорианского напева появились после Тридентского собора (1545-63). После 1700 в D. i. обычно использовался только словесный текст секвенции; наметилась тенденция трактовать эту часть как драм. кульминацию реквиема (Дж. Легренци. А. Лотти, И. К. Бах, М. Гайдн). В Реквиеме Моцарта D. i. – циклич. композиция (текст членится по содержанию в зависимости от смены аффектов), состоящая из контрастных по характеру, тональности и динамике частей с Lacrimosa в роли лирич., скорбной кульминации. В 19-20 вв. мелодия ср.-век. секвенция часто используется в нелитургич. соч., напр. в “Фантастич. симфонии” Берлиоза, “Плясках смерти” Листа, Сен-Санса, “Canti Cti prigionia” Даллапикколы, симф. “Манфред” Чайковского, сюите “Из средних веков” Глазунова, ряде произв. С. В. Рахманинова (“Рапсодия на тему Паганини” для фп. с орк.), Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича. Нек-рые соч., озаглавленные D. i., не содержат ни текста, ни мелодии секвенция (“Военный реквием” Бриттена, “D. i” Пендерецкого).

 

D..
ШТЕЙНБЕРГ

ШУЛЬЖЕНКО

ШУППАНЦИГ

ШУШИНСКИЙ

ЭГГЕБРЕХТ

ЭКОРШВИЛЬ

ЭЛИАСБЕРГ

ЭЛЛИНГТОН

ЭМСХАЙМЕР

ЭПИТАЛАМА

ЭРАТОСФЕН

ЭСТАМПИДА

ЭСТЕРХАЗИ

ЯБЛОЧКИНЫ

ЯЖЕМБСКИЙ

ЯРНЕФЕЛЬТ

 

 

 

Музыкальный словарь ver16