БАРТОК


















БАРТОК (Bartok) Бела (1881 -1945) – венгерский композитор, фольклорист, пианист, педагог. Окончил в 1903 Будапештскую муз. академию (фп. и композиция), в 1907-34 проф. этой академии по классу фп. В период Венг. сов. республики (1919) участвовал в демократия, преобразованиях муз. жизни (совм. с 3. Кодаем). В 1920-30-е гг. гастролировал как пианист в странах Европы и в США, в 1929 – в СССР. С 1934 фольклорист и этнограф в Венг. АН. Непримиримый антифашист, Б. в 1940 эмигрировал в США, где и умер. Творчество Б., одного из виднейших предст. муз. искусства 20 в., отмечено патриотич. и гуманистич. направленностью. Крупнейший исследователь муз. фольклора Венгрии, Балканских стран и др., новатор в области муз. языка (писал преим. инстр. музыку), Б. органически соединил в своём творчестве древнюю квартово-пентатонную основу венг. крестьянской песни с новейшими муз.-выразительными средствами европ. проф. музыки, обогатив её метроритмич. и тембровую палитру. Уже в ранних соч., испытавших сильное влияние вербункоша, проявилась гражданств. направленность творчества Б. (симф. поэма “Кошут”, 1903). Антиромантич. и экспрессионистские тенденции в искусстве 10-20-х гг. нашли отражение в обострении муз. языка Б., активных поисках новых выразительных средств (Allegro barbaro, 1911; 2 сонаты для скр. и фп., 1921-22; балет “Чудесный мандарин”, 1926), порой смыкающихся с самыми радикальными (элементы додекафонии, атональность, политональность). Период творческой зрелости композитора (30-40-е гг.) связан с поворотом к большей простоте, ладотональной определённости и более чёткому воплощению гуманистич. идей, сквозной нитью проходящих через всё его творчество (“Музыка для струнных, ударных и челесты”, 1936; 2-й скр. концерт, 1938; 3-й кон. церт для фп. с орк., 1945; Концерт для оркестра, 1943). Новаторская сущность творчества Б. оказала влияние на формирование венг. комп. школы и на развитие мировой муз. культуры 20 в. Междунар. пр. Мира (1955), пр. им. Л. Кошута (1948). Опера Замок герцога Синяя Борода (1918, Будапешт); балеты – Деревянный принц (1917, Будапешт), Чудесный мандарин (1926, Кёльн); для орк. – симфония (1902), симф. поэма Кошут (1903), Танц. сюита (1923), Музыка для струнных, ударных и челесты (1936), Дивертисмент для струн. орк. (1939), Концерт (1943); концерты для инстр. с орк. – 3 для фп. (1926, 1931, 1945), 2 для скр. (1908, 1938) и др.; кам.-инстр. ансамбли, в т.ч. 6 струнных квартетов (1908-39), Соната для 2 фп. и ударных (1937); для фп. – Allegro barbaro (1911), сюита (1916), 15 венг. крестьянских песен (19171, На вольном воздухе (1926), Микрокосмос (1937); хоры a cappella и с фп.; циклы песен для голоса с фп., и др.
Зачем и как собирать нар. музыку, пер. с венг., М., 1959; Нар. музыка Венгрия и соседних народов, пер. с венг., М., 1966; Cantece popolare Romanesti, din comitatul Bihor (Ungaria), Buc., 1913; Die Volksmusik der Rumanen von Maramures, Munch, 1923; A Magyarnepdal, Bdpst, 1924; Melodien der rumanischen Colinde ( Weihnachtslieder), W., 1935; Serbo-Croatian folksongs, N. Y., 1951 (совм. с А. В. Lord).
Сабольчи Б., Бониш Ф., Жизнь Б. Бартока в иллюстрациях, [пер. с венг., Будапешт, 1963); Мартынов И., Б. Барток, М., 1968; Нестьев И., Б. Барток, М., 1969; Уйфалуши И., Б. Барток, (пер. с венг.], Будапешт, 1971; Б. Барток. Сб. статей, М., 1977; Moreaux S., Bartok, P., 21955; Szabolcsi В., В. Bartok, Leben und Werk, Lpz., 1961; Stevens H., The life and music of B. Bartok, N. Y., 1964; Lendvai E., Bartok kaltoi viliga, Bdpst, 1971; его же, Bartok and Kodaly, v. 1-4, Bdpst, 1976-80; Tallian Т., Bartok Bela, Bdpst, 1981; Pethо В., Bartok rejtekutja, Bdpst, 1984. Я.В.Санина.

Б..

АУЭЗОВ

АХИНЯН

АШРАФИ

АЮШЕЕВ

БАБАЕВ

БАЕТОВ

БАЛЛАР

БАЛТИН

БАМБРИ

БАНДЖО

БАНТОК

БАНЬГУ

БАНЬХУ

БАРБАЯ

БАРБЕР

БАРБЬЕ

БАРВИК

БАРДОШ

БАРМАС

БАРЦАЛ

БАРШАЙ

БАСКИН

БАСНЕР

БАСОЛЯ

БАТОРИ

БАТУЕВ

БАШМЕТ

БЕЙКЕР

БЕЙНУМ

БЕККЕР

БЕЛЯЕВ

БЕМОЛЬ

БЕНДЛЬ

БЕНТОЮ

БЕНШУА

БЕРГЕР

БЕРКОВ

БЕРЛИН

БЕРМАН