БАЛАКИРЕВ





usic-dic.ru/index-music-keld/slovar-6.html”>Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37-1910) – русский композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. С 1855 жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, выступал как пианист. В нач. 60-х гг. под рук. Б., убеждённого борца за прогрессивное демократич. муз. искусство, сформировался муз. кружок, вошедший в историю музыки под назв. “Могучая кучка”. Благодаря энергии, творческому опыту Б. стал вдохновителем и наставником членов кружка, оказал большое влияние на их творчество. Был одним из основателей (совм. с Г.Я. Ломакиным, 1862) и рук. Бесплатной музыкальной школы (1868-1873 и 1881-1908), дирижировал её концертами (пропагандируя музыку молодых рус. композиторов), в 1867-69 – симф. концертами РМО, возглавлял Придв. певч. капеллу (1883-94). Большое внимание уделял Б. собиранию и изучению нар. песни. Велико значение двух сборников (песни собраны и гармонизированы Б.) – “Сб. рус. нар. песен. 40 песен для голоса с фп.” (СПБ, 1866), “30 рус. нар. песен” (СПБ, 1898). Основа творчества Б. – инстр. музыка (симф. и фп.), преим. программная, и романсы. Продолжатель традиций Глинки, он развивал принципы рус. эпич. и нар.-жанрового симфонизма. Б. внёс существенный вклад в рус. фп. музыку. В его ярко нац. творчестве нашли воплощение нар. образы, картины рус. жизни, природы. Б. широко использовал фольклор, как русский (“Увертюра на темы трёх рус. песен”, симф. поэма “Русь”), так и др. народов (“Испанская увертюра”, симф. поэма “В Чехии”). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (симф. поэма “Тамара”, фантазия для фп. “Исламей”), традиционный для русских композиторов. Произв. Б. вошли в русскую муз. классику 19 в. Его творчество оказало влияние на развитие рус. музыки. Для орк. – 2 симф. (1897, 1908), Увертюра на тему испан. марша (1857; 2-я ред. – Испан. увертюра, 1886), Увертюра на темы трёх рус. песен (1858; 2-я ред. 1881), муз. картина 1000 лет (1864; 2-я ред. -симф. поэма Русь, 1887; последняя ред. 1907), Чешская увертюра (1867; 2-я ред. – симф. поэма В Чехии, 1905), симф. поэма Тамара (1882) и др.; 2 концерта для фп. с орк. (1855; 1910, окончен С. М. Ляпуновым); кам.-инстр. ансамбли; для фп. – Исламей (1869), сонаты, ноктюрны, мазурки, вальсы и др.; транскрипции и перелож, для ф п., в т. ч. “Жаворонок” Глинки; хоры, романсы; музыка к спектаклям драм. театра- “Король Лир” Шекспира (156.1; 2-я ред. 1905); ред. произв. др. авторов в др.
Воспоминания и письма, Л., 1962.
М.А. Балакирев. Исследования. Статьи, Л., 1961; М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества, сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.

Б..

АРТАМОНОВ

АРХИМОВИЧ

АРЦЫБУШЕВ

АСЛАМАЗЯН

АСПИРАЦИЯ

АСТАРИТТА

АСТАФЬЕВА

АТАКИШИЕВ

АТТЕРБЕРГ

АФАНАСЬЕВ

АХШАРУМОВ

БАБАКУЛОВ

БАГАДУРОВ

БАГЛАНОВА

БАГРАТУНИ

БАЖАНСКИЙ

БАЗИЛИДЕС

БАЙСЕИТОВ

БАКИХАНОВ

БАЛАЛАЙКА

БАЛАСАНЯН

БАНДУРИСТ

БАНДУРРИЯ

БАРАНОВИЧ

БАРЕНБОЙМ

БАРКАРОЛА

БАРТЕНЕВА

БАШИНСКАС

БЕВИНЬЯНИ

БЕЗРОДНЫЙ

БЕККЕЛУНН

БЕЛАФОНТЕ

БЕЛЛЕРМАН

БЕЛОРУСЕЦ

БЕЛОРУЧЕВ

БЕЛЬКАНТО

БЕНДЖАМИН

БЕНЕФЕЛДЕ

БЕРНСТАЙН



Музыкальный словарь ver16