АРФА (итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) – тип многострунного щипкового инструмента. Состоит из резонансного корпуса и шейки, между которыми натянуты струны (вертикально); обычно имеет колонку, соединяющую шейку с корпусом; угловые А. – в форме треугольника, лукообразные А. – в форме сегмента круга. Совр. европ. А. состоит из резонансного корпуса с декой, колонки, в которой размещены рычаги механизма перестройки, и соединяющей их сверху дуги с колками и дисками педального механизма. 44-47 струн (C1-g’) натягиваются между колками и декой. Струны жильные, иногда кишечные, из синтетич. волокна, шёлковые; нижние 10-11 обвиты металлич. канителью. Осн. строй А. – диатонич. (Ces-dur). Перестройка осуществляется с помощью 7 педалей двойного действия (изобретены С. Эраром в 1801) – повышение струны на полутон или тон; лишь крайние струны – верхняя (g4) и 2 нижних (C1 и D1) – не имеют механики. Играют сидя, 4 пальцами обеих рук (мизинцы не участвуют). Используется как оркестровый (с 17 в.), ансамблевый и сольный (с 18 в.) инструмент. А. (и инструменты типа А.) – древнейший нар. инструмент, распространенный во мн. странах; в СССР – в Закавказье (чанги, дуадастанон), Якутии и др. Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Rensen R., The harp., N. Y., [1950]; его жe. The harp. Its history, technique and repertoire, N. Y. – Wash., 1969; Тоurnier M., La harpe…, P., 1959; Zingel H. J., Lexikon der Harfe, Laaber, 1977. М. И. Чулаки. |