АРФА


















АРФА (итал. аrра, франц. harpe, нем. Harfe, англ. harp) – тип многострунного щипкового инструмента. Состоит из резонансного корпуса и шейки, между которыми натянуты струны (вертикально); обычно имеет колонку, соединяющую шейку с корпусом; угловые А. – в форме треугольника, лукообразные А. – в форме сегмента круга. Совр. европ. А. состоит из резонансного корпуса с декой, колонки, в которой размещены рычаги механизма перестройки, и соединяющей их сверху дуги с колками и дисками педального механизма. 44-47 струн (C1-g’) натягиваются между колками и декой. Струны жильные, иногда кишечные, из синтетич. волокна, шёлковые; нижние 10-11 обвиты металлич. канителью. Осн. строй А. – диатонич. (Ces-dur). Перестройка осуществляется с помощью 7 педалей двойного действия (изобретены С. Эраром в 1801) – повышение струны на полутон или тон; лишь крайние струны – верхняя (g4) и 2 нижних (C1 и D1) – не имеют механики. Играют сидя, 4 пальцами обеих рук (мизинцы не участвуют). Используется как оркестровый (с 17 в.), ансамблевый и сольный (с 18 в.) инструмент. А. (и инструменты типа А.) – древнейший нар. инструмент, распространенный во мн. странах; в СССР – в Закавказье (чанги, дуадастанон), Якутии и др.
Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Rensen R., The harp., N. Y., [1950]; его жe. The harp. Its history, technique and repertoire, N. Y. – Wash., 1969; Тоurnier M., La harpe…, P., 1959; Zingel H. J., Lexikon der Harfe, Laaber, 1977. М. И. Чулаки.

А..

VIVО

ЁХОР

АГОН

АДАМ

АДАН

АЙВЗ

АКТЕ

АКЫН

АЛАР

АЛЕН

АЛЬТ

АНШИ

АРИЯ

АРМА

АРНО

АРНУ

АРОН

АРРО

АРТО

АУРА

АУЭР

АШУГ

БЁРД

БАИФ

БАЙО

БАЛФ

БАРД

БАУШ

БАЯН

БЕКИ

БЕНШ

БЕРГ

БЕРД

БИВА

БИЗЕ

БИНЕ

БЛЁХ

БЛЕХ

БЛОК