АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ





usic-dic.ru/index-music-keld/slovar-6.html”>Э..
Ю..
Я..


Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..














АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. – слуховой) – наука, изучающая объективные физич. закономерности музыки в связи с её исполнением и восприятием. А. м. исследует высоту, громкость, тембр и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс, муз. системы и строи. Она занимается изучением слуха музыкального, муз. инструментов и человеческих голосов. В А. м. широко используются данные и методы общей физич. акустики. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса (физиология, акустикой). А.м. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, инструментоведения в инструментовки. Как раздел муз. теории А. м. зародилась в учениях древних философов и музыкантов (Др. Греция, Ср. Азия, Китай и др.). Развитие А. м. связано с именами Пифагора, Конфуция, Аристоксена, Боэция, Ибн Сипы, Рамоса де Парехи, Дж. Царлино, В. Галилеи, М. Мерсенна, А, Веркмейстера, Ж. Севера, Ж. Ф. Рамо, Л. Эйлера,. Э. Хладни, Г. Ома и др. музыкантов и учёных. Важный вклад в А. м. внёс Г. Гельмгольц. В его кн. “Учение о слуховых ощущениях как физиологич. основа Для теории музыки” (пер. с нем., СПБ, 1875) была дана 1-я законч. концепция физиологии звуковысотного слуха, известная под назв. резонансной теории слуха. Многое для развития психофизиологии и акустики слуха сделали в кон. 19- нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Келер. С их исследованиями в А. м. вошло учение о механизмах. отражения разл. объективных сторон звуковых колебаний. Важный этап в развитии А. м. связан с исследованиями Н. А. Гарбузова, который разработал зонную концепцию муз. слуха (см. Зона). Одним из разделов совр. А. м. является акустика певч. голоса (А. Музехольд, Р. Юссон и др.). Акустикой электромузыкальных инструментов в СССР занимаются Л. С. Термен, А. А. Володин и др. Сов. специалисты по А. м., а также музыковеды более широкого профиля (Ю. Н. Тюлин, Л. А. Мазель, С. С. Скребков, О. Е. Сахалтуева, Ю. Н. Рагс, Н. К. Переверзев, Е. В. Назайкинскии и др.) преодолели односторонность взглядов, характерную для учёных прошлого, которые преувеличивали значение физич. особенностей звука в развитии муз. искусства.
Рабинович А. В., Краткий курс муз. акустики, М., 1930; Муз. акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, 2М., 1954; Применение акустич. методов исследования в музыкознании. Сб. статей, М., 1964; Назайкянский В. В., О психологии муз. восприятия, М., 1972. Е. В. Назайкинскии.

А..

НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА

ОБЩЕСТВА МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА

ПОЗНАНЬСКАЯ-РАБЦЕВИЧ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

ПРОМЕТЕЕВСКИЙ АККОРД

ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ

РИТОРИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

САГЫРБАЕВ КУРМАНГАЗЫ

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

СОВЕРШЕННАЯ КАДЕНЦИЯ

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ



Музыкальный словарь ver16