A CAPPELLA (а капелла, итал.) – это исполнение певца или певческой группы без инструментального сопровождения или произведение, предназначенное для исполнения таким образом. Термин а капелла изначально предназначался для различения музыкальных стилей ренессансной полифонии и барочного концерта. Этот термин также используется, изредка, как синоним alla breve. Распространено в нар. творчестве. Как стиль проф. хор. искусства пение А с. определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классич. выражение в римской школе. В 19 веке возобновление интереса к полифонии эпохи Возрождения в сочетании с игнорированием того факта, что вокальные партии часто дублировались инструменталистами, привело к тому, что этот термин стал обозначать вокальную музыку без сопровождения аккомпанемента. Хор. искусство рус. православной церкви использует пение исключительно А с. (произв. Д. С. Бортиянского, “Литургия” Чайковского, “Литургия” и “Всенощное бдение” Рахманинова н др.). Стиль А с. развивался также в светском певч. искусстве композиторами Возрождения, в т. ч. в мадригалах. Хоры А с. созданы сов. комп. В. Я. Шебалиным, Д. Д. Шостаковичем, Г. В. Свиридовым, Р. К. Щедриным и др. Важные факты: А капелла могла быть такой же старой, как само человечество. Исследования показывают, что пение и вокал, возможно, были тем, чем раньше люди общались до изобретения языка. Считается, что самые ранние нотные произведения возникли еще в 2000 году до нашей эры в то время как самый ранний, который полностью сохранился, относится к I веку нашей эры: отрывок из Греции, названный эпитафией Сейкила Продолжить чтение про использование A capella в музыкотерапии |
Интересно: В прошлом этот термин также относился к вокальным выступлениям с аккомпанементом, в которых инструменты ограничивались усилением голоса путем удвоения их строк без добавления новых музыкальных линий. Наиболее частым случаем было удвоение органа. |